Как привить любовь к спорту
Меня часто спрашивают как я «убеждаю» или «договариваюсь» со своими детьми чтобы они ходили на тренировки. Попытаюсь об этом написать.
Дело в том, что я никого не убеждаю, у детей всегда есть выбор — идти или не идти (и за восемь лет наших занятий таких «да, я совершенно точно знаю, что сегодня не пойду» было, может, раз десять на двоих). Но было много случаев наоборот, когда с температурой, больные, эти дети, как какие-то сектанты рвались в зал, как будто нет на свете дел важнее. Еще они любят прийти пораньше и негласным правилом хорошего тона, а также поводом для гордости, у них считается уйти попозже, вообще позже всех. Тренер для них -самый большой авторитет на свете, они ловят каждое слово и тренерские подарки для них самые драгоценные. Сейчас им 12, и почти 8 лет и они намного взрослее, самостоятельнее, целеустремленнее и, мне кажется, счастливее, чем была я в их возрасте.
Я подумала о том, как мы пришли к такому состоянию дел, когда дети сами добровольно рвутся на треши, где тяжело тренируются по 2, а иногда и по 3 часа, где на них могут накричать и сделать больно, когда готовы не опуская рук трудится над каким-то элементом, который может не получаться месяцами… ну и вообще в состоянии трудиться самостоятельно, даже когда рядом никого нет и не сачковать. Разумеется, таких детей готовыми «не выдают». И происходящее результат некоторой «политики партии», проводившейся на протяжении этого времени.
Принцип первый, самый главный — это дело должно быть таким, которое нравится и ребенку и родителям. Если дело не нравится, ну не лежит к нему душа, то ничего не получится. Например, старший ребенок занимается футболом несколько лет, и ходили на тренировки с таким видом, что вокруг больше ничего не существует. Мне казалось, что футбол для него это важно. Были дети, которые ходили с нами в одну команду, получили медали, но быстро исчезали. Спорт не увлек их. То есть если это что-то такое, что только нравится родителям, а мнением ребенка никто особо не интересуется (распространенный сценарий с музыкальными школами), то вариант «стерпится-слюбится» может и не прокатит.
Но важно еще и вот что: если родитель сам не увлечется тем, что полюбил ребенок, то детская незрелая психика может легко «сдуться» при первых неудачах. Любое занятие имеет свои радостные и темные стороны. Балерина, например — это так красиво, а вот растяжка — это так больно. Маленькая девочка может очень хотеть стать балериной и очень не хотеть терпеть боль. Задача родителя — быть рядом если не на самих тренировках, то реально быть в теме в общем, показывать, что «я с тобой», это важно и интересно для него. Вдвоем идти интереснее, особенно по незнакомой дороге. А если это дело такое, что у взрослого ну совсем душа не лежит — ребенок может скиснуть (… ну раз родителям это не важно, то мне и подавно …)
Принцип второй — плавный старт. Никакой человек не выдержит моментального погружения в тренировочный режим профессионального спортсмена. Дети первого года учатся просто ходить на эти занятия, а что на них там происходит — уже не так важно. Когда мы только начали — дети занимались три раза в неделю по полтора часа и этого было как раз достаточно. Иногда мне казалось, что так мало времени прошло, мы только расслабились — а тут снова тренировка… и это было всего лишь 4,5 часа в неделю. А сейчас их бывает и 18. Бывает так, что амбициозные родители приводят детей , мол «мы очень серьензно настроены», там они начинают пахать и просто перегорают — тяжело, ничего не получается, нам за остальными детьми не угнаться никогда и т.д. Прежде чем развить скорость, нужно разогнаться, и в нашем деле разгон должен быть плавным. Мы наращивали обороты на протяжении многих месяцев.
Принцип третий — у каждого свой путь и своя скорость. Мои двое детей — совершенно разные. Старший сын одарен данными, силой, но часто ему не хватает драйва и упорства. Второй младший мальчик четко знает свои границы комфорта, занимается ровно столько, сколько ему комфортно. Да и в танцевальной группе, где практически одни девчонки, он себя чувствует спокойно и делает процентов десять от того, что мог бы. Но это не главное — ведь ему нравится то, чем он занимается. Он не готов работать, как остальные, но вообще тренировки ему по душе. И это — главное!
Принцип четвертый — выбор есть всегда. Меня часто спрашивают «а вот если они решат бросить?… тебе не жаль будет потраченного времени?». Во-первых, это время — очень качественное, это прекрасное время. И мы ходим на тренировки не только для того, чтобы в будущем чего-то достичь, а потому что это классно. Как поход в кино, например. Но, с другой стороны, если мы тренируемся там, где есть всякие соревнования, то, конечно, хочется, чтобы исход этих тренировок привел детей к призовым местам. Об этом все помнят. А если захотят бросить я сделаю вот что: попрошу их подумать как следует о своих партнерах в команде и коллективе, которых они бросают на полпути. О тренерах, которые может имеют какие-то планы на них, верят в них и по-своему любят. И все взвесить еще раз: проблема, ведущая к уходу лежит в сфере спорта, в сфере отношений, в сфере личных умений-неумений и тд.
Дальше мы поговорим о том, что могло вызвать такое решение. Мы много говорим про их тренировки, мы с мужем знаем по именам всех детей в группе, и это занятие стало частью нашей семьи в некотором роде. Не просто место, куда дети ходят тренироваться.
Принцип пятый — помогаем с первой победой. Я считаю, единственный период, когда на новобранца можно жестко наезжать (родителям, в смысле, можно — у тренера это работа каждого дня:))) прессовать и не оставлять выхода кроме как стараться — это начальный этап, перед первыми соревнованиями. «Необстрелянные» дети не имеют навыка работать и стараться в принципе. Представьте лицо типичного сколиозного школьника, отводящего взгляд от планшета «что-о-о? работать?». Важно понимать, что это бой не с человеком, а бой с ленью. Я видела много детей, которые отказывались идти на тренировку потому что им казалось, что они просто никогда не смогут так. Зачем браться. Потому тренеры так орут иногда на детей — мол, не смей сомневаться, ленивый мешок с костями, ты сможешь! И они могут.
Принцип шестой — поддержка самых маленьких достижений. Парадоксальным образом, чем больше ребенка хвалишь — тем больше он работает. Должна быть точка опоры, когда весь мир против тебя — судьи, соперники, все только и ждут, кода ты оступишься. Потому теплый, честный родительский тыл так важен. Я никогда не ругаю детей за то, что у них что-то не получается, хотя было множество таких ситуаций. У нас правило — радоваться любой, самой крошечной победе. Многие родители боятся перехвалить детей, испортить их — но дело в том, что дети не останавливаются, когда достигают одной какой-то победы, им нужно двигаться дальше, наращивая количество побед. Потому похвалой их не испортишь.
Принцип седьмой - там, где хороший тренер. У нас на дорогу уходит где-то 30-40 минут в день. Мы ездим через весь город и это, порой, выматывает. Конечно, есть клубы и поближе. Но даже когда мы переехали еще дальше — мы продолжали ездить, потому что все начинается с тренера. Очень важно, чтобы дети любили своего тренера, доверяли ему. И хоть сейчас мой старший сын играет уже в подростковой сборной, все равно за советом идет к первому тренеру, который привил ему важные качества футболиста и любовь к тому, что ты делаешь.